Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Первый вагон посвящен событиям 1941-1942 годов, в частности, Новороссийской оборонительной операции.

В ноябре 1941 года в Новороссийск переведен основной состав штаба Черноморского флота. Через порт города шла эвакуация населения и материальных ценностей с Крымского полуострова, а также велось снабжение осажденного Севастополя и других городов Крыма.

Из Новороссийска вглубь страны люди и грузы отправлялись по железной дороге. Несколько месяцев железнодорожники работали в напряженном режиме.

Летом 1942 года началась основательная подготовка к обороне города.


Новороссийская оборонительная операция

В целях объединения усилий войск и флота для обороны Новороссийска и Тамани 17 августа 1942 года советским командованием был создан Новороссийский оборонительный район (НОР).

1.1.1 Карта оброны 1942 год.jpgВ него входили 47-я армия, 216-я стрелковая дивизия из состава 56-й армии, Азовская военная флотилия, Темрюкская, Керченская, Новороссийская военно-морские базы и сводная авиационная группа (237-я авиадивизия и части ВВС Черноморского флота).

Возглавлял НОР генерал-майор Г.П. Котов. Его заместителем по морской части был назначен командующий Азовской флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков.

Главной задачей НОРа было не допустить прорыва противника к Новороссийску как с суши, так и с моря. Оборону с суши должна была осуществлять 47-я армия под командованием А.А. Гречко совместно с морской пехотой.

К середине сентября 1942 года, пользуясь численным преимуществом, враг сумел овладеть большей частью Новороссийска. Советские войска были вытеснены в восточную часть города. В районе цементного завода «Октябрь» бойцы 318-й горнострелковой дивизии заняли жесткую оборону и отразили все штурмы. В результате в городе фактически установился позиционный фронт.

В руках советской армии оставалась небольшая часть города. Линия, разделявшая противоборствующие стороны, проходила по Маркотхскому хребту через Сахарную голову, которую заняли гитлеровцы, между цемзаводами «Пролетарий» и «Октябрь». Она пересекала Новороссийско-Сухумское шоссе (сейчас Сухумское) и упиралась в берег Цемесской бухты.

Борьба за Новороссийско-Сухумское шоссе, ведущее к нефтяным районам Закавказья, имела стратегическое значение. Фашисты прилагали максимум усилий для захвата этой трассы, потому что она была наиболее приспособлена для движения моторизованных частей вражеской армии. И по ней было проще выйти к турецкой границе.

Если бы планы фашистского командования осуществились, то Турция должна была сдержать данное Гитлеру слово и вступить в войну на стороне захватчиков. Поэтому новороссийское противостояние предрешало итог Битвы за Кавказ и в немалой степени – Великой Отечественной войны.

На Новороссийско-Сухумском шоссе линия обороны оставалась незыблемой 370 дней – с сентября 1942 года по сентябрь 1943 года. Это была самая южная точка советско-германского противостояния.

После войны велись споры о том, был ли Новороссийск захвачен полностью или частично. Тогда в официальных документах Минобороны появилась формулировка, которая закрепляла тот факт, что Новороссийск был захвачен частично. Таких городов в Советском Союзе было всего три. Два других – Сталинград и Воронеж.


Станция Новороссийск в августе-сентябре 1942 года

сайт станция новороссийск.jpg

Отрывок из книги «История железных дорог Кубани» ветерана Великой Отечественной войны, железнодорожника Г.М. Овсянникова, который занимался реконструкцией музея истории Краснодарского отделения СКЖД и собирал данные в госархивах Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новороссийска, Армавира. В своей работе он также основывался на воспоминаниях ветеранов-железнодорожников.

«Город Новороссийск, порт и железнодорожный узел подвергались систематическим массированным бомбардировкам. Только в августе было совершено до 140 налетов и сброшено более 1000 бомб. Станция представляла собой сплошное море огня. Иной день бомбежки велись с 7 до 18 часов, через каждые 40-45 минут. Горели составы, разрушались пути, здания и другие объекты. Люди героически трудились, используя перерывы между бомбежками.

Напряженно работали путейцы и команды из ГОРЕМа-31 (начальник Кондратенко). Большую помощь оказывали солдаты 47-й армии под руководством начальника ВОСО армии майора А.А. Федотова.

Штаб обороны города принял решение об эвакуации с 17 августа 1942 года. В этот период перед станцией на Кирилловском посту находился штаб ВОСО 47-й армии и работала оперативная группа управления дороги во главе с зам. начальника дороги Н.П. Дивгуном. Здесь же находились начальник дороги Д.М. Калабухов, начальник УВВР-12 М.П. Зернов и секретарь крайкома ВКП(б) А.И. Жукель.

На станции скопилось до 5-6 тысяч, в основном груженых, вагонов с эвакуационными грузами и до четырех десятков паровозов. Много вагонов было с ценными грузами. Нельзя было все это оставлять врагу. Напряженно трудился коллектив узла, чтобы отправить ценные грузы – зерно, муку, оборудование – морским путем и автотранспортом на юг, в сторону Туапсе. Более 70 грузовых автомашин круглосуточно находились в движении от Новороссийска до Туапсе. Грузились суда, транспорт, которые шли в южные порты Грузии.

Самоотверженно трудились начальник станции В.В. Лысенко, командиры станции А.В. Шевляков, С.Ф. Кириакиди, Н.А. Андросов, С.С. Стамбровский, И.С. Замгиев, П.В. Стахорский, составители поездов Г.В. Сокол, П.К. Курасов, путейцы Л.А. Дрелин, И.И. Степанов, вагонники Л.Н. Медведев, Н.В. Рыбалченко, паровозники, связисты и многие другие.

Работники сутками не уходили со своих мест, под огнем и взрывами бомб спасали народное добро, тушили пожары, восстанавливали пути. В результате самоотверженной работы железнодорожников в содружестве с гражданскими и военными моряками были отправлены грузы – тысячи вагонов с зерном, мукой, консервами, оборудованием заводов и около 15 тысяч тонн боеприпасов и снаряжения. Необычным способом транспортировались цистерны: освобожденные от колесных тележек и другой арматуры в сцепленном виде вплавь отправлялись морем на юг. Однако размеры транспортировки грузов морем ограничивались медленным возвращением судов и транспортов из портов Грузии.

Была команда приступить к уничтожению подвижного состава. Железнодорожная «петля» парка А стала ареной массового уничтожения вагонов. Люди со слезами на глазах выполняли эту тяжелую работу. Руководили операцией начальник вагонного участка Л.Н. Медведев, начальник отделения тяги Г.И. Мелкадзе, начальник станции В.В. Лысенко. Внизу «петли» группа путейцев развела пути в сторону. Состав из 40–50 вагонов распускался под уклон по одному-двум вагонам, которые, набирая скорость до 70 км/час, спускались под откос. Здесь трудились, разъединяя вагоны в составах, вагонники – начальник ВРП В.А. Иовдальский, мастера Н.В. Рыбальченко, А.А. Абрамович и другие.

Затем поступила команда из НКПС о демонтаже одной тысячи вагонов и 35 паровозов. Снятые с вагонов и паровозов тележки, колесные пары и арматура должны отправляться морем на юг. Колесные пары и тележки вначале направлялись по путям в парк А, а затем ночью перегонялись на Восточный порт для погрузки на суда и транспорты, пройдя путь до 8 км. Так, ежедневно демонтировалось по 60-70 вагонов.

По словам и.о. начальника станции С.Ф. Кириакиди, который замещал убывшего в госпиталь В.В. Лысенко, до 80% ценных грузов, скопившихся в вагонах на станции, было эвакуировано на юг автотранспортом и судами по морю. В этой тяжелейшей обстановке на станции поддержкой и сплочением людей на боевой и трудовой настрой занимались секретарь узлового парткома И.Н. Гурин, начальник МПВО узла И.П. Мещерин, командиры отделения, участков и других предприятий и подразделений. Многие из них своим непосредственным участием показывали пример самоотверженности. Начальник станции В.В. Лысенко зачастую находился на самом опасном участке, руководя маневровой работой. Однажды осколками снаряда был ранен в голову и руку, но и при этом не оставил своего места. Позднее он был эвакуирован в госпиталь в Туапсе.

Немало смелых, героических поступков было совершено и ценою жизни. Так, начальник депо Новороссийск А.Ф. Ненашев во время сильной бомбежки станции 12 августа одним из первых бросился спасать загоревшиеся вагоны с ценным грузом, при этом был сбит взрывной волной и погиб. Позднее на рабочем месте, на паровозе, погиб его младший брат – помощник машиниста, а при бомбежке города была убита в своем доме их мать. Заместитель начальника депо И.К. Лифор и машинист паровоза Булич во время бомбежки станции, когда загорелся состав, в котором были 12 цистерн с топливом, не мешкая, быстро отцепили цистерны и убрали в безопасное место. Позднее И.К. Лифор при осмотре паровоза на путях станции погиб от взрыва немецкого снаряда. А.Ф. Ненашев и И.К. Лифор похоронены на территории депо, их могилы-памятники всегда ухожены.

Работник Краснодарского отделения движения молодой специалист И.В. Пермяков следовал через Туапсе в эвакуацию – в город Новосибирск, где его ожидала семья. Будучи на станции Новороссийск и увидев тяжелейшее положение, по просьбе начальника станции В.В. Лысенко остался временно заместить убывшего в командировку заместителя начальника станции. Здесь он в условиях сильных бомбежек станции, неоднократно рискуя собственной жизнью, спасал ценные грузы от огня и уничтожения, выполнял другие важные поручения. Он вместе с другим заместителем начальника станции С.Ф. Кириакиди зачастую выполнял работу за составителя и сцепщика, выбирая из огромного числа вагонов, а их тогда скопилось на станции несколько тысяч, вагоны с ценными или опасными грузами, которые нужно было эвакуировать в первую очередь.

Так были найдены и спасены вагоны с грузами Госбанка и вагон с картинами художественного музея им. И.К.Айвазовского в Феодосии.

Однажды после сильной бомбардировки на нижней станции горели амбары и цистерны с нефтью. Огонь приближался к вагонам с боеприпасами. Их взрыв мог потрясти весь узел и порт и вывести станцию из строя. Нужно было срочно отделить горящие вагоны от вагонов с боеприпасами. Машинист маневрового паровоза и его помощник отказались ехать, проявив трусость. Тогда помощник военного коменданта узла Н.Зеглец в упор расстрелял машиниста, после этого сам сел за управление на паровозе, а Пермяков вызвался отцепить горящие вагоны и с большим риском, подобравшись к ним ползком под вагонами, выполнил это. Вагоны были выведены в безопасное место».


Бронепоезда

Новороссийские железнодорожники в годы войны построили два бронепоезда. Их строительство проводилось вне основного плана производственной деятельности силами работников Новороссийского вагоноремонтного завода и Новороссийского паровозного депо.

Бронепоезд «За Родину»

Первым был бронепоезд №10 «За Родину». Решение о его строительстве приняли 8 декабря 1941 года. Строительство велось по инициативе председателя Новороссийского комитета обороны Н.В. Шурыгина и командира Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостякова

В паровозном депо Новороссийска под руководством начальника депо Ненашева проводили бронировку паровоза Ов на жидком топливе. Он был обшит бронёй из двух листов толщиной 20 мм с прокладкой из 50-мм досок. На паровозе установили командирскую рубку, дальномер и счетверённый пулемёт «Максим».

База бронепоезда состояла из одного паровоза Су, штабного вагона, трёх мягких вагонов для личного состава, вагон-склад боеприпасов, вагон-мастерская, вагон-баня, вагон-столовая, он же клуб. Имелась киноустановка, бронепоезд был радиофицирован.

Перед окончанием строительства 3 января на бронепоезд приехали член Военного Совета Черноморского флота И.И. Азаров, командир НВМБ капитан 1 ранга Г.Н. Холостяков, комиссар НВМБ полковой комиссар И.Г. Бороденко, первый секретарь Новороссийского ГК ВКП(б) Н.В. Шурыгин и другие.

Команде бронепоезда, составлявшей 160 человек, было вручено Боевое Знамя. И.И. Азаров сказал, что бронепоезд передается в состав Азовской военной флотилии и за ним решено сохранить название одесского бронепоезда «За Родину».

9 января командиром был назначен старший лейтенант М.Р. Чечельницкий, а 14 января комиссаром - старший политрук Б.З. Хавинсон.

14 января 1942 года на вагоноремонтном заводе состоялся митинг, на котором бронепоезд передали команде. Бронепоезд перешёл на станцию, в конце дня в клубе железнодорожников им. С.Д. Маркова прошла торжественная передача бронепоезда от железнодорожников-строителей воинской команде. Присутствовали командир НВМБ Н.Г. Холостяков, партийные и советские руководители города.

19 января 1942 года бронепоезд перешёл в Приморо-Ахтарск. Его осмотрел командующий Азовской флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков и направил в распоряжение Отдельного Донского отряда. Бронепоезд вошёл в состав 40-го Отдельного подвижного артиллерийского дивизиона, где ему присвоили № 10.

27 января бронепоезд № 10 «За Родину» прибыл на станцию Азов для противовоздушной обороны города и противодесантной обороны побережья Таганрогского залива и берегов и переправ через реку Дон на линии Батайск – Азов. Курсируя по железной дороге бронепоезд сопровождал составы, отражая налёты авиации противника, уничтожал группы диверсантов. 14 июля его зенитчики сбили первый самолет.

26 июля бронепоезд № 10 прикрывал в районе Кулешовки переправу через Дон этой 30-й стрелковой дивизии. Он уничтожил до двух батальонов пехоты, 2 артиллерийские батареи, а зенитчики бронепоезда сбили 2 самолета противника. Но и сам бронепоезд потерял дрезину, и 11 человек личного состава убитыми и раненными.

На следующий день, 27 июля советские войска вынуждены были отступать. Бронепоезд отошел к Азову. Но авиации противника удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд. Он лишился возможности передвигаться.

Противник входил в город Азов. Экипаж бронепоезда принял бой. Он сумел сбить три самолета противника, уничтожил много гитлеровцев. Расстреляв весь боезапас, команда взорвала бронепоезд, что бы тот не достался врагу. Захватив оружие и раненых бронепоездники отошли на 661-ю стационарную батарею береговой обороны.

Бронепоезд «Народный мститель»

Бронепоезд «Народный мститель» был вторым бронепоездом, построенным новороссийскими железнодорожниками в годы Великой Отечественной войны.

сайт народный мститель.jpg

К строительству бронепоезда «Народный мститель» приступили в начале 1942 года. Он предназначался для Новороссийской военно-морской базы.

Этот бронепоезд строился как зенитный, поэтому на открытых бронеплощадках установили мелкокалиберные 37-мм автоматические зенитные пушки 70К, а на забронированном паровозе Ов-3982 - счетверенная зенитная установка из пулеметов «Максим». Экипаж бронепоезда, состоящий из 53 человек, был укомплектован моряками полуэкипажа базы, но паровозная бригада состояла работников локомотивного депо.

Машинистами были И.А. Чернис и Н.И. Петров. Первыми командиром бронепоезда стал капитан-лейтенант М.Т. Еременко, до этого командовавший 56-й батареей 62-го зенитно-артиллерийского полка базы, комиссаром политрук Комиссаров.

Бронепоезд входил в состав противодесантной обороны базы и нес боевое дежурство на железнодорожной ветке, проходившей по набережной западного берега Цемесской бухты от береговой батареи на Мысхако до станции Тоннельная. А мальчишки, пользуясь небольшой скоростью состава, старались прокатится на буферах или подножках, за что нещадно гонялись личным составом бронепоезда.

сайт Бронепоезд Народный мститель на боевом посту.jpg

Летом 1942 г. бронепоезд был перевооружен. Сняли зенитные орудия и передали 117-му артиллерийскому дивизиону береговой обороны, стоящему на Мысхако, а бронепоезд получил более мощные корабельные 76-мм орудия 34К, по другим сведениям, корабельные 45-мм орудия 21К, способные стрелять как по наземным, как и по воздушным целям, но имевшим намного меньшую скорострельность, чем автоматические зенитные пушки. Новым командиром бронепоезда стал старший лейтенант Загребельский.

Бронепоезд «Народный мститель», курсируя по железнодорожной ветке вдоль западного берега бухты, имел основную позицию возле городского холодильника. Своим огнем он поддерживал части морской пехоты, сдерживающие наступление вражеских войск со стороны Мысхако, Абрау-Дюрсо. В этих боях бронепоездники уничтожили один танк противника и еще несколько танков ими было повреждено.

В начале сентября наши войска под давлением превосходящих сил врага медленно отходили в сторону Новороссийска. 6 сентября вражеские войска вышли на дорогу Неберджай – Новороссийск и прорвались к северо-западным окраинам Мефодиевки, а к вечеру 7 сентября завязали бои за железнодорожный вокзал, порт, холодильник и завод «Красный двигатель». Оборона Новороссийска оказалась разорванной на две части.

Бронепоезд «Народный мститель» оставался в центральном районе города и был отрезан противником от восточной части города. Его артиллерийская поддержка войск была весьма существенной, так как батареи на Мысхако к вечеру 6 сентября были взорваны из-за отсутствия снарядов. 9 сентября команда бронепоезда, проявляя большой героизм, ворвалась на нём в расположение наступавшего со стороны вокзала и вела огонь по противнику почти в упор. Приостановив наступление, состав вынужденно отошёл по берегу бухты до рыбзавода. В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников города. Бронепоезд «Народный мститель» прикрывал эвакуацию.

сайт бронепоезд Народный мститель.jpg

А в ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, был получен приказ: «Расстрелять боезапас, бронепоезд взорвать». Утром, расстреляв весь боезапас по наступающему противнику, моряки взорвали бронепоезд и отошли на окраину рыбачьего посёлка Алексино, где заняли оборону со стрелковым оружием. Весь день они держали оборону, а ночью несколько человек переплыло бухту и вышло в район Дообского маяка. Только после этого, на следующую ночь за оставшимися моряками пришёл морской охотник.


Расстрелянный вагон

Памятник «Расстрелянный вагон» установлен в Восточном районе города-героя Новороссийска вблизи Сухумского шоссе. Он является частью мемориала «Линия обороны».

Без имени-1.jpg

В начале сентября 1942 года вражеские войска прорвались к Цемесской бухте, к тому времени гитлеровцы взяли под свой контроль значительную часть Новороссийска. Однако на границе между цементными заводами «Октябрь» и «Пролетарий» движение вражеских войск было остановлено. В районе цементных заводов, по дороге на Геленд­жик, на восточной окраине города был создан непреодолимый огненный рубеж.

Во время обороны города на переднем крае фронта в грузовом четырехосном вагоне был размещён штаб 305-го батальона морской пехоты. Этот вагон остался на инфраструктуре во время подготовки обороны Новороссийска. Железнодорожникам было дано указание: часть груза и порожние вагоны, которые не успели эвакуировать, сбросить в море с обрыва в районе цемент­ного завода «Октябрь». Когда осаживали подвижной состав под обрыв, на один вагон не хватило места, и его решили оставить до последующей сдвижки пути. По просьбе военной комендатуры вагон передали в её распоряжение и поставили вблизи шоссейной дороги, идущей на Туапсе, для размещения штаба 305-го батальона морской пехоты.

Бои за Новороссийск шли круглые сутки. Участники тех кровопролитных сражений вспоминали, порой было трудно отличить день от ночи. В густой пыли вспыхивали оранжевые разрывы снарядов и мин, пожары бушевали и днём, и ночью. Узкая всхолмлённая полоска земли, протянувшаяся между цементными заводами, с одной стороны была ограничена морем, с другой – горами.

Фашисты активно вели атаку, подвижной состав просто изрешетили пулями (по некоторым данным, в нём свыше 10 тысяч пулевых отверстий). От вагона остался только остов, на нём не было ни куска деревянной обшивки. Но вагон остался стоять, несмотря на все повреждения.

9 мая 1946 года каркас израненного снарядами вагона был установлен в качестве памятника на постамент. Позже он стал частью мемориального комплекса «Линия обороны».