Курсирование ретро-состава в 2025 году


Махачкала

 

В 2025 году ретропоезд «Победа» отправился в путь по Северо-Кавказской железной дороге со станции Махачкала. Ретро-состав приветствовали заместитель председателя Правительства Республики Дагестан Муслим Телякавов и заместитель начальника СКЖД по Махачкалинскому территориальному управлению Захар Адамов.

В момент прибытия поезда на станцию состоялось театрализованное представление. Оно подготовлено силами творческих коллективов Дворца культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный и Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС).

В концертную программу в этом году включены рассказы о героях Великой Отечественной войны, жителях Северного Кавказа, которые проявляли большое мужество и отвагу и были удостоены самых высоких государственных наград. Также в программе вокальные и танцевальные номера.

Повышенный интерес посетителей мероприятия вызвал исторический состав. Его традиционно ведут два паровоза времен Великой Отечественной войны. Один из них, локомотив серии Эр739-99, работал на прифронтовой территории во время Сталинградской битвы и до сих пор несет под своей обшивкой отметины от пуль и снарядов.

Второй паровоз ФД-20 был создан в 30-х годах прошлого века, но на прифронтовых дорогах во время войны не работал. Он был тружеником тыла, перевозил грузы по стальным магистралям за Уралом.

Паровозы и вагоны являются действующими экспонатами из экспозиции музея железнодорожной техники СКЖД. В состав ретропоезда включены вагоны теплушки, вагон-салон и вагон-душ. На открытых платформах установлены машина «Полуторка» и военная техника.

После прибытия ретро-состава на станцию желающие могли осмотреть изнутри теплушки, подняться в кабины к машинистам и увидеть работающую паровую машину.

Напомним, что впервые ретропоезд «Победа» отправился в путь в 2010 году. Каждый год его маршрут меняется, в него включаются большие и малые станции Северо-Кавказской железной дороги. Всего с момента запуска состав успел побывать на нескольких десятках станций магистрали.


Гудермес

 

Второй станцией в маршруте праздничного курсирования ретропоезда «Победа» в этом году стал Гудермес. Приветствовать состав пришло несколько сотен жителей и гостей города.

В годы Великой Отечественной войны это был ключевой железнодорожный узел, через который шло снабжение фронта во время Битвы за Кавказ, а также эвакуация населения и грузов.

Машинисты паровозного депо Гудермес не раз проявляли настоящий героизм при управлении паровозами, выводя составы буквально с переднего края фронта. Так, в ноябре 1942 года машинисту Михаилу Радченко было поручено вывести состав с боеприпасами с разъезда Луковский на станцию Гудермес. Это пришлось делать по практически захваченной территории под постоянным огнем противника. Михаил Иванович на большой скорости проследовал через Моздок, когда на станцию уже ворвались вражеские танки. Дальше поезд двигался под огнем противника, но ни один снаряд до железнодорожного полотна не долетел. В результате ценный груз удалось доставить по назначению. И это не единственный трудовой подвиг Радченко в годы войны.

В ноябре 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Михаилу Радченко присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


Назрань

 

На станции Назрань ретропоезд встретило более 2 тысяч жителей Республики Ингушетия. Большую часть зрителей на театрализованном представлении составило подрастающее поколение: кадеты, юнармейцы, школьники и учащиеся колледжей.

Собравшихся приветствовали глава Республики Ингушетия Махмуд-Али Калиматов и начальник Северо-Кавказской железной дороги Сергей Задорин.
Махмуд-Али Калиматов поблагодарил техническую и творческую бригады ретропоезда за важный просветительский проект. Он также обратился к детям и молодежи с призывом помнить подвиги предков, которые в 40-е годы XX века защитили страну от фашистских захватчиков.

Сергей Задорин в приветственной речи отметил, что ингушский народ всегда славился своими воинами. В частности, уроженцы республики были среди защитников Брестской крепости.

А четырехмесячные бои за город Малгобек, за центр нефтеносного района, сыграли ключевую роль в обороне Кавказа в 1942 году. Эти сражения унесли 120 тысяч жизней советских солдат и офицеров, а также мирных жителей.

После завершения концерта глава Ингушетии и начальник СКЖД осмотрели исторический подвижной состав и военную технику, которая размещена на его платформах. Отдельно остановились у паровозов, один из которых в Великую Отечественную войну трудился на прифронтовой территории в Сталинграде, а второй – в тылу, за Уралом.


Нальчик

 

6 апреля исторический ретропоезд «Победа» прибыл на железнодородный вокзал Нальчик, где его встречали более 3,1 тыс. человек. В столицу Кабардино-Балкарии состав прибывает уже в четвертый раз, до этого он делал остановки в 2012, 2017 и 2022 годах.

Среди почетных гостей поезд встречает председатель Нальчикского совета ветеранов Мустафа Абдулаев, 92-летний ветеран Вооруженных Сил.

Мустафа Абдулаев в детском возрасте пережил тяготы Великой Отечественной войны. Он поделился с подрастающим поколением своими воспоминаниями о той страшной поре, призвал любить Отчизну и быть верными ее защитниками.

После театрализованного представления гости мероприятия долго не расходились. Они с интересом осматривали экспозицию, а потом провожали ретро-состав, который отправился с концертной программой на следующую станцию.

В настоящее время на вокзале Нальчик продолжает работать экспозиция, посвященная Битве за Кавказ, которая была подготовлена Национальным музеем Кабардино-Балкарской Республики специально к прибытию ретропоезда.

В экспозиции представлено 20 стендов с информацией об эпизодах сражений на Кавказе, а также об, офицерах и солдатах, внесших большой вклад в освобождение Кабардино-Балкарии и соседних республик.


Владикавказ

 

На железнодорожном вокзале города Владикавказа - столицы Северной Осетии - ретро-состав встречали 1,3 тыс. местных жителей, в том числе около 800 школьников, кадетов, учащихся техникумов и колледжей.

С приветственными словами к собравшимсяобратились глава Владикавказа Вячеслав Мильдзихов и заместитель начальника СКЖД по Минераловодскому территориальному управлению Алексей Тарасенко.

Ретро-состав находился на станции более 3,5 часов. Все это время, даже когда шел концерт, посетители мероприятия смогли ознакомиться с историческим подвижным составом.

Дети и взрослые побывали в будках машинистов, в вагонах-теплушках и в вагоне-душе, а также осмотреть военные орудия, находящиеся на платформах. При этом всех желающих угостили солдатской кашей.


Минеральные Воды и Тихорецк

 

8 и 9 апреля ретропоезд «Победа» сделал остановки в Минеральных Водах и Тихорецке.

На центральной станции Минераловодского региона СКЖД ретро-состав делает остановку практически каждый год. При этом местные жители неизменно массово приходят встречать историческую технику. В 2025 году на перроне собралось около 2 тыс. зрителей.

На станции Тихорецкая концерт в честь прибытия ретропоезда решили провести на привокзальной площади у знаменитого памятника-паровоза СО17-12.
Паровоз СО17-12 одним из первых привел состав в Берлин 10 мая 1945 года. Управлял локомотивом машинист АнатолийЖданович. В послевоенное время паровоз водил поезда на разных маршрутах, в том числе на СКЖД. В 1974 году его установили в качестве памятника в Тихорецке.

После концерта зрителей пригласили на перрон, куда прибыл исторический состав. Его приветствовали порядка 1 тыс. тихоречан.


Краснодар и Новороссийск

 

В городе-герое Новороссийске несмотря на дождливую погоду ретро-состав встречало порядка 2 тыс. горожан и гостей города. В первых рядах были представители ветеранской организации Новороссийска.

Новороссийск стал девятой станцией в рамках праздничного курсирования ретро-состава в 2025 году. Восьмую остановку исторический эшелон сделал двумя днями ранее в Краснодаре, где поезд приветствовали 1,5 тыс. горожан.

Как отметил заместитель начальника СКЖД по Краснодарскому территориальному управлению Михаил Щербаков, жители Кубани всегда с нетерпением ждут прибытия исторического подвижного состава времён Великой Отечественной войны.

После завершения театрализованного представления у новороссийцев было ещё несколько часов, чтобы увидеть состав и размещенную на нём историческую технику. И люди продолжали идти вплоть до отправления ретропоезда со станции.