Развитие международного транспортного коридора «Север – Юг»


север юг.jpg

В настоящее время на Северо-Кавказской железной дороге развивается не только юго-западное направление. Изменение рынков сбыта и транспортной логистики стало основой для интенсивного развития Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг».

За последние 3 года объем перевозок грузов со станций Северо-Кавказской железной дороги по западному маршруту МТК вырос более чем в полтора раза.

За 10 месяцев 2024 года перевезено около 860 тыс. тонн. Наиболее активно организованы перевозки со станций Ставрополья и республик Северного Кавказа в направлении Азербайджана, Грузии, Ирана и Ирака.

В целом, транзитный поток грузов по западному коридору МТК в январе-октябре вырос на 58%, почти до 6,4 млн тонн. Основная доля (59,8%) приходится на зерновые грузы.

Прогнозируется, что к 2030 году объем перевозимых здесь грузов достигнет 20 млн тонн. Для этого ОАО «РЖД» реализует проект по переводу участка Дербент – Самур – Государственная граница на систему тяги переменного тока.

Реализация проекта предполагается с учетом технологической увязки и синхронизации процессов с аналогичной работой на участке Баладжары – Ялама, проводимой Азербайджанской железной дорогой.

Параллельно ведется подготовка к строительству новой станции Самур-II с целью увеличения пропускной способности пограничного перехода на границе с Азербайджаном.

На станции предполагается создать необходимую железнодорожную инфраструктуру для проведения операций государственными контрольными органами с грузовыми и пассажирскими поездами международного сообщения.

Создание необходимой инфраструктуры позволит сократить время обработки прибывающих поездов и увеличить пропускную способность данного железнодорожного участка.

Строительство железнодорожной станции Самур-II будет вестись на средства ОАО «РЖД», а возведение и оснащение железнодорожного пункта пропуска Дербент – за счет бюджетных ассигнований Минтрансом России.

На новой станции планируется строительство 2 главных и 18 приемо-отправочных путей, из которых 1 путь предназначен для досмотра и обработки пассажирских поездов, 12 путей – для досмотра грузовых вагонов, 2 дополнительных пути, 2 пути для отстоя задержанных вагонов, 1 тупиковый путь для пригородных поездов, а также 19 прочих путей (14 путей грузового района, 2 вытяжки для проведения маневровой работы, 3 пути для отстоя локомотивов).
Кроме того, будут построены пост ЭЦ, административные здания служб железнодорожной станции, вспомогательные объекты инфраструктуры станции. Предполагаемый срок завершения строительства – 2027 год.

Кроме того, ведутся предпроектные работы по строительству 5-ти двухпутных вставок и восстановление разъезда на участке Олейниково – Кизляр. Это направление наряду с МТК «Север-Юг» может стать дополнительным маршрутом для грузов, следующих в порты АЧБ.