Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону, «ворота Кавказа», крупный экономический центр и важнейший транспортный узел, имел огромное стратегическое значение для гитлеровских захватчиков. Они атаковали город дважды осенью 1941-го и летом 1942-го. В феврале 1943-го Красная Армия начала операцию по освобождению города. Территория железнодорожного вокзала и РЭРЗа стала местом завершающего сражения за освобождение Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. 

6 дней с 8 по 13 февраля 43-го на станции Ростов-Главный, железнодорожном вокзале и Ростовском электровозоремонтном заводе доблестно сражались 800 красноармейцев сводного отряда 159-й отдельной стрелковой бригады, которую возглавил командир батальона старший лейтенант Гукас Мадоян. Он был единственным из командиров 159-й стрелковой бригады, остававшимся в строю.

Перед бойцами ставилась ответственная и сложная задача – пересечь по льду реку Дон, незамеченными пробраться в город и захватить железнодорожный вокзал.

Штурмовая группа скрытно пересекла по льду реку в половине второго ночи. Поскольку ветер дул в спину, бойцы придумали хитрый приём: окунали в прорубь обувь, которая мгновенно покрывалась коркой льда в сильный мороз, и, словно на коньках пересекли реку, подгоняемые ветром в распахнутые полы плащ-палаток.

Однако незамеченными в Ростов войти не удалось. В районе вокзала группа попала в окружение и в течение 6 суток держала под своим контролем вокзал и всё, что находилось на железнодорожных путях. Немецкое командование приняло решение блокировать прорвавшихся в район пригородного и главного железнодорожных вокзалов бойцов 159-й стрелковой бригады, для чего задействовало танки и артиллерию.

Подвиг солдат под командованием старшего лейтенанта Гукаса Мадояна невозможно переоценить. За время героической обороны захваченного красноармейцами участка они отразили 43 атаки противника!

Только за один день 10 февраля 1943 года немцы 20 раз предпринимали попытку выбить наших воинов с территории вокзала.

После бомбёжки площади 11 февраля загорелись расположенные на ней здания и склад угля. Больших жертв советским солдатам удалось избежать . Когда начался пожар, бойцы Мадояна стали перемещаться к литейному цеху Ростовского завода имени Ленина (бывшие Главные мастерские Владикавказской железной дороги, а ныне РЭРЗ).

Закрепившись на этой высоте, красноармейцы вели прицельный огонь по Привокзальной площади и вокзалу, а вечером 13 февраля перешли в атаку и снова захватили здание. Отбить его вновь гитлеровцы уже не смогли – Ростов штурмовали части Красной Армии.

Отряду Мадояна удалось уничтожить в боях более 300 гитлеровских солдат и офицеров, ещё около тысячи ранить и вывести из строя. Были уничтожены вражеский танк, 35 автомобилей и 10 мотоциклов. В результате обороны вокзала красноармейцы захватили 89 паровозов и свыше 3000 вагонов, причём в руках мадояновцев оказались гитлеровские эшелоны, перевозившие большое количество боеприпасов и других грузов.

Около 02:00 14 февраля 1943 года в Ростов-на-Дону ворвались соединения Красной Армии. Сопротивление гитлеровцев, остававшихся в городе, было подавлено. Ростов-на-Дону был освобождён.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 марта 1943 года Гукасу Мадояну было присвоено звание Героя Советского Союза. Интересно, что он стал одним из 20 советских военнослужащих, которых наградили медалью американской армии «За выдающиеся заслуги».

В 1968 году ему было присвоено звание почётного гражданина г. Ростова-на-Дону. Он регулярно приезжал в город на торжественные мероприятия, посвящённые военным датам. В его честь назвали улицу в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону. Гукас Мадоян ушёл от нас в 1975 году в возрасте 69 лет, но навсегда остался с нами как пример невероятного мужества и отваги.


 

Краснодар

С 9 августа 1942 года по 11 февраля 1943 г. длилась фашистская оккупация г. Краснодара. Эти 6 месяцев стали самыми страшными за всю историю города. Войдя в город, фашисты установили «новый порядок». Мученической смертью погибли более 13 тысяч жителей Краснодара – примерно каждый пятнадцатый, в том числе 2178 детей и 4332 женщин. Впервые в городе Краснодаре немцы применили свои машины смерти – душегубки.

В период оккупации железнодорожники сражались в партизанских соединениях. Они стремились не дать противнику осуществить свои замыслы и всячески помешать нормальной работе транспорта. Их усилия в основном были направлены на разрушение железнодорожных коммуникаций. Особенно активно показали себя партизаны Краснодарского края

С тяжелыми боями, преодолевая упорное сопротивление противника, советские войска к 12 февраля подошли к столице Кубани — городу Краснодару. Враг цеплялся за каждую улицу, дорогу, высоту, переправу. На своем пути он сжигал, минировал, подрывал. Немцы были жестоки и беспощадны. Одна атака следовала за другой. Но ничто не могло остановить советских бойцов.

Городу во время оккупации был нанесен большой урон: разрушены предприятия, институты, школы, больницы и т.д.

Пострадала и железнодорожная инфраструктура Кубани и Краснодара. Во многих местах немцы применяли свой мощный путеразрушитель типа «Крюк», после применения которого восстановление пути было особенно затрудненным. В Краснодаре были уничтожены все станционные пути, стрелочные горловины, здание паровозного депо. Сильно разрушено здание станции Краснодар и мост через реку Кубань. Сгорело двухэтажное здание отделения дороги, Дворец культуры железнодорожников был полностью разрушен.

Краснодар был освобожден 12 февраля 1943 года, а на следующий день, когда враг находился на левом берегу Кубани, начались работы по восстановлению путевого хозяйства, необходимые для обеспечения военных операций.

Машинисты локомотивного депо Краснодар в составе спецколонн особого резерва Северо-Кавказского фронта водили поезда, невзирая на обстрелы, бомбардировки и все другие трудности военного времени. Когда же в феврале 1943 года советские войска освободили Краснодар от немецко-фашистских захватчиков, перед железнодорожниками встала главная задача по восстановлению списанных и требующих капитального ремонта паровозов. Круглосуточная работа на износ людей, беззаветно преданных своему делу, позволила увеличить количество военных перевозок, что, безусловно, внесло большой вклад в общую Победу.

Путь на Крымскую, к фронту преграждал взорванный мост через реку Кубань, восстановление которого требовало много усилий и времени. Был найден смелый выход из этого положения. Обходной железнодорожный путь проложили по рядом находившемуся и восстановленному немцами автогужевому мосту, пролётные строения которого были усилены специальными устройствами. Так, воинские эшелоны перевозились на левый берег реки Кубань отдельными группами вагонов при помощи мотовозов и маневровых танк-паровозов.

Самоотверженно и слаженно работал коллектив самого крупного железнодорожного узла на отделении – станции Краснодар-1. 30 мая 1943 года станция подверглась массированному налету вражеской авиации. Около 100 бомбардировщиков сбросили свой смертоносный груз на объекты железнодорожной инфраструктуры. Железнодорожники всех служб проявили стойкость мужество, образцы дисциплины и организованности в ликвидации последствий бомбежки. Совместно с военнослужащими 44-й железнодорожной бригады, не оставляя своих постов, трудились составители и стрелочники, путейцы и вагонники. Достойный пример стойкости и выдержки показали маневровый диспетчер Фельдман, машинисты Маклаков и Олейников, помощник машиниста Яценко, сцепщик Константинов и многие другие. Уже к вечеру текущего дня большая часть разрушенных путей была восстановлена и движение поездов возобновлено.

Кубанские железнодорожники внесли весомый вклад в победоносное завершение Битвы за Кавказ. За все время Новороссийско-Таманской операции с 17 марта по 9 октября 1943 года для снабжения нужд фронта было подведено и выгружено 255 оперативных эшелона с людьми, техникой, боеприпасами и продовольствием. Обратно в тыл вывезено 86 тысяч воинов. После завершения операции погружено и отправлено 145 эшелонов с войсками и техникой.

Однако после освобождения Краснодара предстояло еще 8 месяцев кровопролитных боев за кубанскую землю. И только 9 октября 1943 года советские войска завершили разгром немецко-фашистских захватчиков на кавказском направлении.


13 февраля – день освобождения Новочеркасска, Каменска-Шахтинского, Зверево и Новошахтинска

13 февраля 1943 года Красная Армия освободила от вражеских войск четыре населенных пункта. Победа далась большим трудом, так как здесь располагались стратегически важные железнодорожные станции. К примеру, во время оккупации станция Лихая (г. Каменск-Шахтинский) для немецких войск была важным узлом снабжения и обеспечения операции под Сталинградом.

После победы в Сталинградской битве советские войска начали освобождение Донского края. Понимая неизбежность своего отступления, оккупационные власти стремились как можно быстрее вывезти ценное оборудование и материалы.

К 12 февраля немецкие части в основном покинули Лихую и окрестные хутора, остались лишь небольшие отряды для прикрытия. Ночью 13 февраля 1943 года 321-я стрелковая дивизия Красной армии подошла к железнодорожной станции Лихая и освободила этот важный транспортный узел.

Отрывки из сообщений от Совинформбюро, датированные 13 февраля 1943 года:

13 февраля наши войска в результате решительной атаки овладели городом Новочеркасск. Первыми ворвались в город части генералмайора тов. Утвенко А. И. и полковника тов. Серегина И. Ф. из соединения генерал-майора тов. Чанчибадзе П. Г.
Войска генерал-майора тов. Шлемина И. Т., продолжая развивать наступление, овладели городом и крупной железнодорожной станцией Зверево. Наши войска заняли также город Новошахтинск.