Герои стальной магистрали


Алексей Игнатьевич Нецветай (1908 - 1941)

МЖС 1118-Нецветай А И 22.jpgНа долю Алексея Игнатьевича Нецветая выпало руководство нашей магистралью в первые месяцы войны. Он был утвержден на должность в 1938 году, в возрасте 30 лет. Молодой начальник уверенно взялся за управление, стремясь добиться улучшения технико-экономических показателей работы дороги. Уже в 1939 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал членом бюро Ростовского обкома ВКП(б).

С началом Великой Отечественной войны Нецветай быстро перестроил работу дороги на военные рельсы, завершив строительство стратегически важного Аксайского обхода. Когда немецкие войска приблизились к Ростову, он сделал все, чтобы обеспечить воинские перевозки и спасти от уничтожения кадры и оборудование крупнейших ростовских предприятий. Алексей Игнатьевич лично возглавил эвакуацию подвижного состава и работников дороги на юг страны.

Но последний эвакопоезд, которым начальник дороги сам мог покинуть Ростов, так его и не дождался. 20 ноября 1941 года он погиб от рук диверсионной группы гитлеровцев. Фашисты, переодетые в форму красноармейцев, расстреляли его недалеко от железнодорожного вокзала на главной улице города – Энгельса (ныне ул. Б. Садовая).

Посмертно Нецветай был награжден орденом Ленина в 1942 году.

А в мае 2009 года в Ростове-на-Дону на месте его гибели установили мемориальную доску с барельефом, на открытии которой присутствовали руководители Северо-Кавказской железной дороги, ветераны труда и его потомки.


Дмитрий Митрофанович Калабухов

001-НВ 3065-Калабухов.jpgДмитрий Митрофанович Калабухов был руководителем нашей дороги в тяжелейшие военные годы – с конца 1941-го по 1946-й год. Назначенный на должность после гибели своего предшественника Алексея Игнатьевича Нецветая, он сумел достойно организовать работу в сложнейших условиях войны.

Работать на железной дороге Калабухов начал ещё подростком, стремясь поддержать многодетную семью. Был учеником слесаря, слесарем, помощником машиниста, приемщиком вагонов, осмотрщиком, начальником станции Котельниково, а затем – заместителем начальника магистрали.

Под руководством Дмитрия Митрофановича железная дорога имени К.Е. Ворошилова (с 1943 года Северо-Кавказская железная дорога) не только решала задачи по обеспечению фронта, но и успешно развивалась.

В 1942 году сдан в эксплуатацию семнадцатикилометровый участок Кизитеринка – Батайск в обход Ростовского узла с железнодорожным мостом через реку Дон, в том же году построено 48 километров участка Адлер – Бзыбь.

В кратчайшие сроки построена 300-километровая прифронтовая магистраль, соединившая станции Кизляр и Астрахань, что дало возможность обеспечить подвоз стратегически важных грузов для битвы за Сталинград.

В 1944 году построена новая железнодорожная линия протяженностью 129 километров Крымская – Тамань – Кавказ, обеспечившая подвоз воинских грузов к Керченскому проливу при подготовке операции советской армии по освобождению Крымского полуострова.

К середине июля 1943 года выполнены восстановительные работы первой очереди на железных дорогах Северного Кавказа, а в марте 1944 года за перевыполнение плана погрузки дороге было присуждено первое место во Всесоюзном соревновании и вручено переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны.

Дмитрий Митрофанович Калабухов был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Мазуров Константин Герасимович (1908 - 1978)

Мазуров К.jpgКонстантина Герасимовича назначили начальником станции Батайск в августе 1941 года, когда ему исполнилось всего 33 года.

В трудных прифронтовых условиях коллектив рабочих и командиров станции под руководством Мазурова делал всё возможное для продвижения поездов к фронту и пропуска составов с эвакогрузами вглубь страны. Восстанавливал разрушенное железнодорожное хозяйство, организовывал работу станции по доставке грузов наступавшим воинским частям.

Одновременно с восстановлением мостов железнодорожники уложили новый путь от Батайска до Ростова и фактически заново построили Аксайский обход Ростовского узла.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу узла в прифронтовых условиях, по предложению Мазурова станция была разделена на несколько участков. В июне 1943 года за победу в социалистическом соревновании коллектив станции удостоился Красного знамени НКПС и ВЦСПС, а также Красного знамени управления и Дорпрофсожа Северо-Кавказской железной дороги.

В 1943 году начальнику станции Батайск Константину Герасимовичу Мазурову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


Богданенко Виктор Александрович (1925 - 2002)

Богданенко Виктор Александрович.pngВ феврале 1943 года после освобождения Батайска от гитлеровцев Виктор Александрович Богданенко призван в Красную Армию и направлен на фронт наводчиком орудия 530-го истребительно- противотанкового артиллерийского полка.

Сержант Богданенко особо отличился в боях на подступах к Берлину. 30 апреля 1945 года в районе деревни Куммерсдорф при отражении вражеской контратаки он подбил Два танка и два бронетранспортера противника. Когда гитлеровцы окружили батарею, Богданенко сражался до последнего патрона. Прорываясь из окружения, он Вступил в рукопашную схватку, уничтожил нранатой пулемет и несколько гитлеровцев.

В 1945 году за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками, Виктору Александровичу Богданенко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В мирное время Виктор Богданенко был дежурным по горке, дежурным по отправлению на станции Батайск, являлся почетным гражданином города Батайска.

 


Поликарп александрович Половинко (1915 - 1945)

половинко.pngДо начала Великой Отечественной войны Поликарп Половинко работал помощником машиниста в локомотивном депо Батайск. В армию его призвали в марте 1942 года. После краткосрочных курсов Половинко направили на Ленинградский фронт, где он отважно сражался и был тяжело ранен.

После возвращения к службе Поликарп Александрович возглавил батарею САУ--го краснознамённого артполка резерва Главного командования.

В 1945 году во время боя на подступах к городу Бишофсбургу в Восточной Пруссии Поликарп Александрович вступил в схватку с неприятелем и в одиночку прикрыл огнём операцию по спасению двух раненых членов экипажа из горящей самоходки, уничтожил 22 гитлеровца.

Когда боеприпасы подходили к концу, Половинко отказался сдаваться в плен, а последний патрон оставил для себя.

29 июня 1945 года старшему лейтенанту Половинко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Ольга Ивановна Федас (1921 - 2009)

Федас .jpgОльга Ивановна Федас — одна из тех женщин, которые бесстрашно взялись за управление паровозами вместо ушедших на фронт мужей. Она пришла работать в локомотивное депо Туапсе в 1939 году, где сначала была чертежницей, а затем стала помощником машиниста.

Во время Великой Отечественной войны ее муж добровольцем ушел на фронт и погиб под Краснодаром в 1942 году. С начала Туапсинской оборонительной операции Ольгу Ивановну перевели на работу машинистом паровоза в депо города Гагра.

Локомотивная бригада работала на железнодорожной линии вплоть до станции Индюк, где шли кровопролитные бои, доставляя туда военную помощь и вывозя раненых. Чтобы избежать бомбежек, машинисту приходилось резко увеличивать скорость, тормозить и даже давать задний ход. Выжить нужно было любой ценой – ведь в Туапсе Ольгу Ивановну ждала новорожденная дочь, оставленная с матерью.

После того, как немцев отбросили от Туапсе, Ольга Федас продолжала работать в локомотивном депо. Не желая отставать от прогресса, Ольга окончила школу машинистов электровоза и пересела на современный электровоз. Она проработала в депо до выхода на пенсию в 1971 году. За свою самоотверженность Ольга Федас была награждена медалью Жукова, орденом Отечественной войны, юбилейными медалями и медалью за «Доблестный труд в Великой Отечественной Войне».


Петр Алексеевич Руденко (1928 - 2019)

Руденко ПА.jpgПотомственный железнодорожник Петр Алексеевич Руденко пришел на работу в локомотивное депо Батайск пятнадцатилетним мальчишкой в суровом 1943 году. Он устроился учеником слесаря по ремонту паровозов, и в этом же году ему поручили должность кочегара, а затем – помощника машиниста.

Петр Алексеевич вспоминал, как часто приходилось ездить под градом вражеских бомб. А после поездок – разбирать завалы в депо, чистить канавы, восстанавливать стены. Порой приходилось бросать работу и прятаться, пережидая очередной налёт фашистской авиации.

В 1947-м уже опытного помощника машиниста Руденко отправили на учёбу в дорожную школу машинистов. Спустя год он вернулся в родное депо уже дипломированным специалистом.

Позже Пётр Руденко одним из первых в депо получил права управления тепловозом и электровозом. Ему доверяли водить сложные, в том числе и специальные поезда. Он также обкатывал новые локомотивы, тяжеловесные, длинносоставные поезда. За время работы в депо Пётр Руденко проехал без аварий сотни тысяч километров и был удостоен знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 километров».

В 1967 году ему вручили знак «Почётному железнодорожнику». В 1971 году его наградили орденом «Знак Почёта», в 1976-м вручили орден Ленина. А в 1982 году Пётр Алексеевич был удостоен второго ордена Ленина и почётное звание Героя Социалистического Труда.